Согласно данным ООН, за три года полномасштабной войны около 30 тыс. гражданских украинцев получили ранения в результате боевых действий. Среди раненых, как свидетельствуют данные организации, 1 865 детей. Как дети оправляются после травм войны, специально для Фактов ICTV подготовила Елена Кущенко.
Дети с минно-взрывными травмами
Мальчик скачет на одной ножке в кабинет психолога. Война забрала у него одну из конечностей, но оставила внутреннюю стойкость. Он упорно отказывается надевать протез и пользоваться костылями. Этот мальчик, как стойкий оловянный солдатик, знает, что все возможно. Были бы только рядом родные люди и надежная поддержка.
О судьбах некоторых из них мы узнали от заведующей Центра медико-психологической, социально-реабилитационной помощи детям Охматдета Елены Аноприенко. Как говорит специалист, эти дети нуждаются не только в лечении и реабилитации, но и в психологической поддержке как в период острого стресса, так и в дальнейшей жизни.
Прес-служба Охматдита
На момент записи интервью в больнице находится четыре ребенка с минно-взрывными травмами, которые проходят плановое лечение. Психологи находятся рядом, чтобы помочь пройти через непростые вызовы лечения, когда пациентам и родителям нужно сообщить о негативных прогнозах относительно здоровья или жизни.
И даже когда кажется, что самое страшное позади, эмоциональная поддержка в условиях войны для этих пациентов сверхважная.
— Иногда мы можем думать, что ребенок уже адаптировался, есть положительная динамика в лечении и эмоциональном состоянии. А потом он вдруг вспоминает, как хорошо его рука работала раньше, до травмы. И от грусти по прошлому ее эмоциональное состояние может снова ухудшиться, — говорит Елена Аноприенко.
Девочка из Херсона
В начале сентября в Охматдет попала 14-летняя девочка из Херсона. Российская ракета попала в их дом. У девочки были сложные травмы обеих рук. Левая конечность пострадала больше и по медицинским показаниям встал вопрос ампутации.
Фото: Роман Балук
— Очень сложно говорить о таком и с детьми, и с родителями. Девочка задавала много вопросов, пыталась выяснить, есть ли хоть какой-то шанс спасти конечность. К сожалению, его не было. Мы вместе с хирургами очень терпеливо все объясняли. Говорили не только о потере, но и о дальнейшей физической реабилитации, перспективах по протезированию и функциональности руки, — делится Елена Аноприенко.
Девочка часто вспоминает Херсон. У нее там осталось много друзей. Она потеряла среду, которая была важна для ее становления и социализации. Психологи работают над тем, чтобы девочка могла найти ресурс для психологической устойчивости и социальной адаптации.
— У нас часто проходят различные мероприятия, спектакли, занятия по арт-терапии, для детей, находящихся на лечении. Мы привлекаем и эту девочку, чтобы она смогла преодолеть последствия стресса, адаптироваться, получить положительные эмоции. Сейчас у нее появилась подружка также из Херсона. Они лежат в одной палате. Девочка готовится к протезированию, — рассказала Елена.
Хибуки
Охматдет принимает множество детей с тяжелыми заболеваниями и ранениями из разных уголков Украины, чтобы дать им еще один шанс на здоровую жизнь. Однако 8 июля 2024 года и само заведение стало мишенью для врага. Тогда россияне запустили ракету по больнице и поставили под угрозу жизнь маленьких пациентов.
Одного такого мальчика помнит психолог, арт-терапевт благотворительного фонда Запорука Светлана Локоткова. После ракетного попадания в Охматдет Ивана перевезли во Львов на лечение. Здесь он с родными жил на Даче от Благотворительного фонда Запорука, где маленьким пациентам с тяжелыми заболеваниями и минно-взрывными травмами предоставляется проживание на период лечения.
На Даче дети и их родные бесплатно получают не только комфорт и уют, но и психологическую поддержку. Светлана с теплом вспоминает свою работу с Иваном.
— Если мы работали в группе, то он пытался быстро что-то сделать и уйти. У него даже не хватало физических сил долго чем-то заниматься. Я пыталась найти что-то такое, что поддержит и усилит его. Поэтому воспользовались хибуки-терапией, — делится Светлана.
Хибуки — это мягкая игрушка в виде собаки-обнимашки. Ребенок становится как бы защитником мягкой игрушки и опекает ее. Мальчик сначала начал ею сильно трясти. Было видно, что в руках появилась сила. Вытряхнув стресс, потом спокойно сидел, лепил и рисовал и уже не хотел как можно быстрее завершить задание.
— Собака остается с ним навсегда. Ребенок берет на себя ответственность и заботу о ней. В игрушке есть кармашек, куда можно положить рисунок, записку или открытку и в нужное время достать и поддержать себя. Это очень важно для детей, ведь график лечения не всегда совпадает с нашими занятиями. Важно, чтобы дети знали, как помочь себе в любой момент, когда они в этом нуждаются, — говорит Светлана.
Пластилин и блестки
Светлана проводит арт-терапевтические занятия не только на Даче, но и в детской больнице Святого Николая на базе Первого медицинского объединения во Львове.
Уже на третий месяц после начала большой войны сюда эвакуировали более полтысячи раненых детей. Фонд Запорука поддерживает пациентов больницы через усиление направления реабилитации и обеспечение работы психологов с пациентами.
Фото: Светлана Локоткова
Психолог Светлана Локоткова делится, какие методы ей помогают в работе с детьми, которые получили ранения и стали свидетелями ужасных военный событий.
— Первое, что реагирует на стресс — это тело. Арт-терапия позволяет работать именно с телом. Я не устаю благодарить людей, которые придумали воздушный пластилин. Это чудо-инструмент, который подходит для любого возраста и состояния. Очень нравятся детям стразы, блестки, камешки, ведь это о яркости и празднике, — говорит психолог.
Светлана берет свой волшебный чемоданчик, который полон пластилина, блесток и красок, и отправляется к пациентам. Разминание воздушного пластилина само по себе приятное и действует терапевтически, а потом из него получается еще и какой-то образ и уже можно выйти на то, что даст ресурс, найти свою суперсилу.
Как-то один мальчик был очень непоседливым во время лечения. А когда начал работать с пластилином, вдруг успокоился, вложил свои эмоции в пластилин, слепил большой разноцветный шар и украсил его стразами. А потом, как бы между прочим, говорит Светлане: «А ты знаешь, что русские попали в мой дом?». Светлана признала, что знает, и что это страшно. Мальчик продолжил дальше лепить.
— Ему было важно проговорить ту фразу. А потом он продолжил рассказывать о свойствах шара и в чем его суперсила, — вспоминает специалист.
Светлана продолжает рассказывать о своих пациентах. Вспоминает мальчика с ампутированной ногой, который никак не хотел надевать протез. Он так ловко прыгал на одной ноге, что все удивлялись. На занятиях по арт-терапии он не хотел садиться — все делал стоя.
Однажды, когда лепили монстриков, мальчик слепил пластилинового чудика с тремя конечностями. Потом решил таки добавить четвертую — то ли ногу, то ли хвост, — но куда бы ни прилеплял, она отпадала, будто была лишняя.
— Я подумала, насколько похожа ситуация пластилинового монстрика с самим мальчиком. Он не хотел носить протез, он не хотел пользоваться костылями. Ему хорошо было скакать на одной ноге. И чудику тому не нужна еще одна нога. Работа ребенка отразила его состояние, — вспоминает Светлана.
Статистика
Благотворительный фонд Запорука, осознавая масштаб негативного влияния войны на жизнь украинцев, в 2024 году совместно с партнерами усилил свою поддержку пациентов с минно-взрывными травмами.
На сегодняшний день, почти за год, в рамках проекта Усиление способности медучреждений Украины, который реализует Запорука совместно с Soleterre, психологи в больницах Киева, Львова и Днепра предоставили 4 512 консультаций пациентам с ранениями и их родным, а также 1 736 консультаций на горячей линии, которая доступна по номеру: 0 800 401 150.
Проект финансируется Итальянским агентством по вопросам сотрудничества в области развития.
Вызовы
Психологи, работающие с детьми, пострадавшими от минно-взрывных травм, порой сталкиваются с непростыми профессиональными вызовами.
Елена Аноприенко отмечает, что в начале полномасштабного вторжения они искали ответ на вопрос, как оказывать психологическую поддержку людям, пострадавшим от военных действий. Учиться приходилось сразу на практике, ведь ситуация была новой для всех.
Сейчас же вызовом является профилактика эмоционального выгорания у специалистов, оказывающих помощь. Большая нагрузка на врачей, психологов, эмоциональная вовлеченность, необходимость быть универсальными приводят к тому, что стресс и усталость накапливаются.
— Специалисты должны быть в ресурсе, чтобы иметь возможность помогать другим. Помогают в этом специализированные обучения, в том числе и от Фонда Запорука. Они дают не только методические инструменты, как работать с вызовами, но и поддержку в виде супервизии. Я могу обсудить какой-то кейс со специалистами, посоветоваться, как лучше помочь. Нас учат обращать внимание на себя, на свое состояние, что может быть критическим и как позаботиться о своем психическом здоровье, — отмечает Аноприенко.
Для Светланы Локотковой вызовом были технические ограничения, которые возникали во время занятий. Например, дети, у которых недостаточно хорошо функционируют руки, или может работать только одна рука, волновались, что листок, на котором они работают, постоянно выскальзывает. Поэтому пришлось придумать, как зафиксировать лист.
Для детей, которые не могут вставать с кровати, нужно было искать виды занятий и творчества, которые можно выполнять лежа.
— Вот эти ограничения не дают свободы. Ребенок выбирает не то, что хочет, а то, что проще. Поэтому приходится заранее все продумывать, как организовать пространство, как дать возможность ребенку делать свободный выбор, — говорит Светлана.
Ресурс
Елена Аноприенко уверена, что для поддержания себя стоит делать простые вещи: практиковать физические нагрузки, иметь возможность сходить в театр или посмотреть фильм, или просто попить кофе в компании приятного человека.
Психолог говорит, что для нее главный ресурс — видеть результат своей работы. Когда становится заметно, что ребенку стало легче, он развивается, имеет друзей и его эмоциональное состояние улучшилось, то появляется ощущение удовлетворенности работой, осознание своей нужности. Также помогает лучше себя чувствовать — хобби.
Светлана Локоткова делится, что ресурс может приходить совсем неожиданно. Как-то один мальчик нарисовал Рыбу денег. На Даче посмеялись, что повесят рисунок в коридоре и кому нужны будут деньги, должен потереть рыбу и они появятся.
Сама Светлана также черпает ресурс в творческом процессе вместе с детьми. Она отмечает, что не преподавательница, которая оценивает, а участница процесса.
— Я сажусь рядом и тоже рисую, леплю, конструирую, клею, творю. И часто получаются каляки-маляки. Тогда дети понимают, что мы не художники и важно то, что мы вкладываем в свою работу. Я также проговариваю, что для меня было важным в процессе творчества рядом с ними. Творчество и общение дают силы и ресурс для всех участников процесса, — подытожила арт-терапевт.