Сосудистые хирурги Львовской областной клинической больницы спасли пациентку, которая имела всего 1% шанса выжить.
— Когда врачи проанализировали результаты обследований 67-летней Орыси Гавлевской, возникла патовая ситуация: без операции у больной не было никаких перспектив. Но вероятность того, что женщина выдержит операцию, достигала всего 1%, — говорится в сообщении.
Почки начали усыхать
К сосудистым хирургам львовской клиники женщину направили из областной больницы Волыни с критическими стенозами (сужением) обеих почечных артерий. Одна артерия была перекрыта на 99%, вторая – на 98%.
У пациентки уже началась почечная недостаточность, почки постепенно начали усыхать. Если в норме почка приблизительно 9-9,5 на 4,5 см, то у пациентки одна почка была 7 на 3 см, вторая – 8 на 3 см.
При тщательном обследовании врачи обнаружили, что и с сонными артериями у больной есть проблема. Одна перекрыта бляшкой на 65%, вторая – на 45-50%.
Гипертоник со стажем
Как выяснилось, женщина годами ходила с высоким давлением 220-240/100-110 мм рт. ст., которое было трудно снизить медпрепаратами. В октябре 2024 года перенесла первый ишемический инсульт.
Из-за постоянного высокого давления начало сдавать и сердце. У пациентки началась брадикардия (замедленное сердцебиение).
С такими болезнями риск операции был не просто высок, а очень высок. Сосудистые хирурги попросили проконсультировать пациентку разных специалистов: кардиологов, невропатологов, нефрологов.
Большинство врачей были против оперативного вмешательства. Мол, больная операции не перенесет или в послеоперационном периоде получит инсульт или инфаркт. Против операции был и муж. Впрочем, на оперативном вмешательстве настояла самая пациентка.
Операция на сонной артерии
Оперировать почечные артерии, когда критически забита сонная артерия, очень рискованно: может снизиться приток крови к мозгу и возникнуть инсульт. Но вмешательство на сонной артерии пациентка перенесла хорошо. Такие операции проводят под местным наркозом, потому что это, по словам врачей, дает на 40% меньше послеоперационных осложнений.
После первой операции женщина попросила на неделю отпустить домой, чтобы увидеться с родными, подзарядиться оптимизмом перед второй операцией. Впрочем, на Волыни ей пришлось задержаться на две недели, потому что у нее возник еще один инсульт.
Оказалось, что у пациентки были убиты и позвоночные артерии. К счастью, инсульт был невелик, но он значительно усложнил и повысил риск проведения операции на почечных артериях.
Операция на почечных артериях
Сначала оперировали левую почечную артерию. Хирурги справились за 25 минут, хотя столкнулись с большим кальцинозом аорты, так что вшить в нее артерию было непросто.
По словам хирургов, оперировать одновременно две почечные артерии не рекомендуют и такие операции редко кто производит. Сначала оперируют одну, чтобы немного снизилось давление, а через некоторое время вторую. Если оперировать две сразу, то может резко упасть давление и пациенту грозит инфаркт.
Но с другой стороны, доступ к правой артерии открыт. Если сейчас ее не трогать и через некоторое время снова оперировать в этом месте, то здесь уже образуются рубцы и будет гораздо труднее выделить артерию и прооперировать. Да и еще один наркоз пациентке нежелателен.
Поэтому сосудистые хирурги рискнули и прооперировали правую почечную артерию.
Без осложнений не обошлось
Сложные операции позади, пациентка выдержала их, но вздохнуть с облегчением сосудистые хирурги еще не могли. Очень важен был послеоперационный период.
И тут возникла ситуация, которой хирурги больше всего боялись: у пациентки начало падать давление. Впрочем, и на этот раз анестезиологи сработали на отлично: они буквально не отходили от пациентки и внимательно следили за давлением, не допуская прыжков.
На пятый день пациентку из реанимации перевели в отделение. Возле нее в больнице все время находился муж.
— Сейчас я уже сама ходила в туалет, на УЗИ, медленно возвращаюсь к жизни. Скажу вам честно, то, что сделали львовские врачи, чудо, – призналась женщина спустя неделю после второй операции.
На этой неделе пациентка из больницы поедет домой, на Волынь.