Избежать невозможно, но решение есть: инструкция по преодолению рабочих конфликтов

Виктория Яснопольская журналист раздела Медицина
психолог

депозит

Эксперты популярной онлайн-платформы Психологическая поддержка назвали основные причины конфликтов на рабочем месте и сформулировали базовые шаги к их решению.

— Хронический стресс, раздражительность дома, снижение производительности — это лишь некоторые из последствий, с которыми приходится сталкиваться людям, постоянно находящимся в конфликтной атмосфере, — отмечают специалисты.

Три причины конфликтов

По мнению психологов, большинство конфликтов на работе происходят по трем причинам:

  • оценивание. Мы часто делаем выводы о других людях, их работе или ситуации, что может привести к излишней критике и эмоциональному напряжению;
  • отказ от ответственности. Не все хотят признавать свою роль в проблемах, поэтому могут отрицать факты, последствия или свою вину;
  • различные ценности. Когда люди имеют разные приоритеты и цели, это может приводить к расхождениям во мнениях и действиях, что иногда выливается в ссоры.

— Мы не можем контролировать, что говорят или делают другие, но можем контролировать свою реакцию. Изменение мышления с режима “проблема” на режим “решение” поможет вам лучше понимать свои эмоции и четче видеть, что делать дальше, — отмечают эксперты.

Шаги к решению конфликтов

Эксперты сформулировали шаги к решению рабочих конфликтов:

определите свои потребности. Спросите себя, чего вам не хватает в этой ситуации, почему это важно для вас и какие преимущества будет иметь удовлетворение ваших потребностей. Не стоит ли вам просто приспособиться? Ведь стремление быть всегда правым — это путь в тупик;

используйте “я”-высказывания. Подготовьтесь к разговору. Потренируйтесь обсуждать ситуацию не с позиции обвинения, а с собственной стороны. Например, вместо того, чтобы говорить “Ты всегда…”, попробуйте сказать “Я чувствую себя…”, “Я буду благодарен, если мне…” и т.д;

поймите потребности другой стороны. Спокойно поговорите с другим человеком, чтобы узнать, чего он хочет и почему это для него важно. Полностью сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник, прежде чем делиться своими мыслями;

найдите общую точку опоры. Определите сферы согласия или общие цели, на которых вы можете строить конструктивное общение;

перефразируйте слова другого человека. Повторите то, что вы услышали от другого человека, своими словами, чтобы убедиться, что вы правильно его поняли. Это поможет избежать недоразумений и уменьшить напряжение;

подчеркните ценность взаимоотношений. Напоминайте себе и другой стороне о важности поддержания позитивных взаимоотношений, даже во время конфликта;

обсудите варианты решения. Сотрудничайте, чтобы найти компромисс, который будет удовлетворять потребности обеих сторон;

делайте перерывы. Если конфликт становится слишком эмоциональным, сделайте паузу, чтобы остыть;

привлеките посредника. Если самостоятельно не можете решить конфликт, обратитесь к нейтральному посреднику: руководителю, HR-менеджеру или психологу.

По словам психологов, следует всегда помнить, что конфликты на работе почти неизбежны. Научитесь конструктивно решать их, чтобы сохранить позитивные взаимоотношения, эмоциональное благополучие как на работе, так и дома.

Источник: Психологическая поддержка