В возрасте 105 лет скончалась от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, американка с итальянскими корнями Приметта Джакопини. Получилось так, что ее жизнь началась с пандемии и пандемией закончилась.
Она прожила жизнь, полную приключений, на двух континентах – европейском и американском. Влюбилась в летчика-истребителя времен Второй мировой войны, с трудом сбежала из Европы от режима Бенито Муссолини, защищала права своего ребенка-инвалида в гораздо менее просвещенное время. Теперь ее дочь говорит, что мама была человеком, у которого не было привычки сдаваться.
— Я думаю, мама была бы с нами немного дольше, если бы не заразилась Covid-19, — уверена 61-летняя Дорен Джакопини.
Приметте было два года, когда от испанского гриппа 1918-1919 годов в возрасте 25 лет умерла ее мать. Та пандемия унесла жизни около 675 тыс. американцев. Эту страшную статистику смогла превзойти лишь пандемия коронавируса 2020-2021 годов.
Отец, чернорабочий, не хотел растить ни Приметту, ни ее младшую сестру Алису. Он отправил Алису обратно в Италию, на их прародину, а Приметту передал итальянской приемной семье, которая затем переехала в Италию в 1929 году.
Приметта зарабатывала себе на жизнь, работая швеей. Черноволосая, темные глаза и острые черты лица, она в конце концов влюбилась в итальянского летчика-истребителя по имени Витторио Андриани.
Италия вступила во Вторую мировую войну в июне 1940 года. Местная полиция предупредила Приметту, что Муссолини хочет, чтобы американские граждане покинули страну. Приметта отказалась, но ей пригрозили концентрационным лагерем.
В июне 1941 года пропал без вести Витторио. Позже Приметта узнала, что он разбился и погиб недалеко от Мальты. Девушка присоединилась к группе незнакомцев, которые ехали из Италии на поезде в Португалию. В Лиссабоне она села на пароход, направляющийся в Соединенные Штаты.
Здесь она встретила своего будущего мужа, Умберто Джакопини. Они оставались в браке, пока он не умер в 2002 году.
Когда в 1960 году на свет появилась дочь Дорен, врачи ошеломили молодую маму ужасающей новостью: ребенок появился на свет с расщелиной позвоночника, врожденным дефектом, при котором спинной мозг полностью не развивается. Первые 50 лет своей жизни Дорен нуждалась в костылях, чтобы ходить. Обеспокоенные тем, что Дорен поскользнется зимой в Коннектикуте, семья переехала в Сан-Хосе в 1975 году.
В свое время Приметта убедила школьных чиновников перенести ускоренные классы с третьего этажа школы на первый, чтобы ее дочь тоже могла в них учиться. Во время весенних каникул в Коннектикуте она потребовала, чтобы городские дворники очистили их улицу от снега и льда, чтобы Дорен не поскользнулась.
9 сентября 2021 года во время визита к маме Дорен заметила, что та кашляет. Когда уезжала, Дорен догадалась, что ее мать заразилась Covid-19, хотя и была вакцинирована.
Двумя днями позже Приметта оказалась в реанимации. В течение следующих шести дней уровень кислорода у нее неуклонно снижался, пока медсестрам не пришлось надеть на нее кислородную маску. Рентген грудной клетки показал пневмонию.
Когда пришло время решать, подсоединять ли маму к аппарату искусственной вентиляции легких, медики сказали Дорен, что еще никто старше 80 лет потом не смог отключиться от него самостоятельно.
Приметта умерла через два дня, 16 сентября.
— Я напоминаю себе, что ей было 105 лет. Когда мы говорим о моей бабушке и маме, то понимаем: единственное, что могло их убить, это всемирная пандемия, — говорит Дорен.
Дочь рассказала, что у мамы было такое сильное сердце, что она оставалась в живых более 24 часов после того, как медики были вынуждены снять с нее кислородную маску.