Меню войны: как полномасштабное вторжение меняет пищевые привычки украинцев

салат на столі
Источник: Pixabay

Исследовательская компания Gradus Research провела специальный опрос одной тысячи респондентов, чтобы определить, как изменились пищевые предпочтения и рационы украинцев после начала большой войны.

Итак, на какие продукты переходят потребители и как выглядит типичный рацион украинцев? На каких категориях продуктов экономят, а от каких отказываются в последнюю очередь? Делают ли запасы и каким образом готовятся к холодному сезону? Как отличаются стратегии выживания в зависимости от возраста и места проживания?

Тысяча респондентов отвечали на вопросы анкеты

На эти и другие вопросы по изменению пищевых привычек украинцев искали ответы аналитики исследовательской компании Gradus Research в специальном опросе к New Food Summit 2024.

Сейчас смотрят

Опрос проводился методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении Gradus.

Выборка отражает мнение жителей украинских городов с количеством жителей более 50 тыс. в возрасте 18-65 лет, за исключением временно оккупированных территорий и территорий ведения активных боевых действий.

Почти половина опрошенных украинцев (49%) говорят, что их пищевые привычки изменились с начала полномасштабного вторжения. Среди молодежи в возрасте 18-34 года этот показатель даже выше — 54%.

Среди ключевых факторов, влияющих на изменение в привычках питания респонденты называют повышение цен на продукты питания, длительный стресс, атаки врага и их последствия.

Однако, при детализированной оценке, стресс занимает первое место (83%) среди факторов влияния на изменение пищевых привычек.

Стресс, блэкауты и подорожание продуктов

Из-за стресса и эмоционального истощения половина опрошенных украинцев питаются нерегулярно (49%), а также употребляют больше нездоровой пищи (42%), имеют пониженный аппетит (41%) и пропускают некоторые приемы пищи (41%).

19% респондентов также указали, что стали употреблять больше алкоголя.

Из-за роста цен на продукты питания во время войны почти две трети (64%) опрошенных выбирают более дешевые продукты, почти половина респондентов чаще готовят еду дома (48%).

Блэкауты также имеют ощутимое влияние на пищевые привычки украинцев. Из-за отключения электричества, отопления или воды респонденты чаще отдают предпочтение продуктам длительного хранения (59%) и холодной пище (50%).

Люди перестраивают свой режим питания и адаптируют привычки.

— Только 34% опрошенных рассматривают возможность выезда из населенного пункта или страны в случае затяжных блэкаутов, — комментирует Евгения Близнюк, социолог, основательница и директор исследовательской компании Gradus Research.

От каких продуктов отказываются, а на чем не экономят

Война заставила украинцев срезать бюджет на питание. Сильнее всего эти изменения ощутимы среди респондентов возрастной группы 56+ лет — среди них доля экономящих составляет 77%.

В категории, на которых больше всего экономят, попали кондитерские изделия (49%), рыба и морепродукты (48%).

Тогда как категории базовых продуктов уменьшение бюджетов почти не коснулось — на хлебе, масле, муке, крупах, овощах и яйцах экономят лишь 11% респондентов.

Источник: Gradus Research

Если вы увидели ошибку в тексте, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Cntrl + Entr.
Знайшли помилку в тексті?
Помилка