В Счетной палате назвали причины, почему не используется дорогое медоборудование

не використовується дороговартісне обладнання
Источник: Depositphotos

В 2023 году Министерство здравоохранения закупило для медицинских учреждений 44 единицы дорогостоящего оборудования для диагностики и лечения, в частности, рака. Но по состоянию на ноябрь 2024 года работают только две из них, или 4,5% от общего количества.

История вопроса

Как говорится в сообщении, в 2023 году Минздрав через Государственное предприятие “Медицинские закупки Украины” за средства госбюджета в сумме 1,6 млрд грн впервые централизованно закупило высокостоящее медицинское оборудование для учреждений здравоохранения, обеспечивающих предоставление медицинской помощи военнослужащим и/или онкологической медпомощи.

В частности, были приобретены 15 инновационных систем линейных ускорителей, 28 магнитно-резонансных томографов (1,5 Тесла и 3 Тесла) и стоматологический компьютерный томограф.

Сейчас смотрят

Поставки должны были быть завершены в 2023 году, однако реализация затянулась до 2024-го. К ноябрю 2024 года медучреждения получили лишь половину оборудования, но к работе оно так и не поступило.

Что выявил аудит

Как выяснила аудиторская проверка, высокоценное медицинское оборудование не было вовремя введено в эксплуатацию из-за ряда организационных проблем в Минздраве и ГП “Медицинские закупки Украины”. А именно:

  • не производился надлежащий сбор и анализ информации о потребностях медицинских учреждений в таком оборудовании;
  • процесс закупки содержал существенные недостатки;
  • Минздрав не определил четкие критерии для распределения приобретенного оборудования между медучреждениями.
  • Счетная палата зафиксировала следующие нарушения:
  • оборудование, не соответствующее требованиям типа и количества, было распределено между двумя учреждениями здравоохранения;
  • оборудование поступило в заведения, где не были готовы помещения для его установки, и Минздрав не принял никаких решений по решению этой проблемы;
  • в некоторых заведениях оборудование хранилось в условиях, которые могли повлиять на его работоспособность.

Кроме того, было зафиксировано несколько случаев перераспределения оборудования между медицинскими учреждениями, а также изменения в условиях договоров, затягивающих сроки поставки.

Это свидетельствует о системных проблемах в организации процесса закупок и принятии управленческих решений.

Выводы

В результате, несмотря на значительные расходы государственных средств, медучреждения не используют новое оборудование и граждане продолжают оставаться без доступа к медицинским услугам, которые могли бы быть предоставлены благодаря этому оборудованию.

Хотя закупки позволили сэкономить бюджетные средства (например, линейные ускорители оказались на 47% дешевле, чем планировалось), значительная часть оборудования так и не дошла до пациентов.

Что нужно сделать

В Счетной палате утверждают, что Министерству здравоохранения нужно:

  • разобраться в причинах задержек с вводом дорогостоящего оборудования в эксплуатацию и принять меры по ускорению этого процесса;
  • определить четкие правила и критерии распределения медоборудования между медицинскими учреждениями.

— Отчет и решения Счетной палаты будут направлены Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины и объектам контроля, а также опубликованы на официальном вебсайте института, — подытожили в сообщении.

Источник: Счетная палата

Если вы увидели ошибку в тексте, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Cntrl + Entr.
Знайшли помилку в тексті?
Помилка