После полномасштабного вторжения все больше украинцев нуждаются в восстановлении функциональности ради возможности жить полноценной жизнью.
Генеральный директор Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью Виталий Музыченко рассказал Фактам ICTV о государственной программе обеспечения вспомогательными средствами реабилитации (ВСР) и как получить их бесплатно.

Виталий Музиченко
Что такое вспомогательные средства реабилитации
К вспомогательным средствам реабилитации относятся:
- Протезно-ортопедические изделия: внешние протезы, которые крепятся к ампутированной части тела (в частности после мастэктомии или секторальной резекции), ортезы и ортопедическая обувь.
- Специальные средства для самообслуживания: различные вкладыши, противопролежневые подушки и матрасы, чехлы.
- Средства для перемещения и подъема: палки, костыли, ходунки и различные типы кресел колесных.
- Функциональная мебель: специальные столы, стулья и кровати (как с механическим, так и с электрическим приводом), а также поручни для поддержки, например, в ванной комнате.
- Средства для ориентирования, общения и обмена информацией: телефоны, планшеты, световые сигнализаторы, диктофоны.
— Отмечу, что внутриушные слуховые аппараты не включены в перечень ДЗР, они обеспечиваются в рамках соответствующей программы обеспечения медицинскими изделиями Министерства здравоохранения, — говорит Виталий Музыченко.
Кто же имеет право на получение бесплатных вспомогательных средств реабилитации по государственной программе.
Получить ДЗР для восстановления функциональности имеют право все граждане Украины (и не только они), независимо от статуса и возраста. Приоритет отдается военным, ветеранам и детям с инвалидностью.
В прошлом году благодаря государственной программе украинцы получили более 360 тыс. различных вспомогательных средств реабилитации. Причем уже несколько лет это происходит на раннем этапе реабилитации, а не после установления инвалидности.
— Но в этом году объемы финансирования существенно увеличились. Сейчас у нас более чем достаточно средств по этому направлению, и поэтому все потребности закрываются вовремя, — объясняет госслужащий.
Какова процедура оформления ДЗР
Оценка потребностей конкретного человека — это основной документ. Какой именно ДЗР необходим определяют медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), врачебно-консультативные комиссии (ВКК), военно-врачебные комиссии (ВВК) и мультидисциплинарные реабилитационные команды (МДРК).
Экспертное заключение должно содержать конкретные потребности в обеспечении вспомогательными средствами реабилитации в зависимости от антропометрических данных лица, степени его активности, образа жизни, места жительства и использования изделий для максимального улучшения качества жизни.
После этого человек должен самостоятельно выбрать предприятие, которое будет обеспечивать тот или иной ДЗР.
Эта организация после обращения лица дает согласие на изготовление или поставку изделия и формирует предварительный заказ, под который выделяется финансирование из госбюджета и заключается договор между предприятием и Фондом.
В соответствии с условиями изготавливается ДЗР, а затем лицо подписывает акт выполненных работ, согласно которому производитель получает оплату этой работы.
Подать документы по обеспечению ДЗР можно лично или через законного представителя (например, для детей с инвалидностью — это их родители) в бумажной или электронной форме, дистанционно через электронный кабинет в ЦНАП, орган социальной защиты или территориальное отделение Фонда.
Изделия имеют гарантийный срок, обычно один-два года, иногда — до трех лет. В течение этого периода поставщик должен соблюдать обязательства по гарантийному сопровождению и подгонке, ремонту и тому подобное.
Однако заказчику никто не запрещает договориться и оплатить изделие за свой счет, даже если ДЗР изготовлено за рубежом, ведь потом можно компенсировать расходы, обратившись в Фонд.
Однако компенсация возможна при условии, что расчетный документ оформлен правильно: в частности, должен быть фискальный чек или банковский документ (в том числе оформленный за границей), в котором обязательно должно быть указано, кто, кому и за что уплатил. Если все в порядке, в течение трех дней запускается процесс финансирования.
— Но я считаю, что для качественного обслуживания и настройки именно протезов нужно иметь постоянный контакт с протезистом, — подчеркивает генеральный директор учреждения.
Именно поэтому Фонд настоятельно рекомендует пользоваться отечественной инфраструктурой производителей и учитывать дальнейшую логистику и территориальную составляющую.
То есть, если человек проживает в Полтавской области, то логично выбрать соответствующую локацию из этого же или соседних регионов.
Потому что когда речь идет о протезировании, особенно первичное протезирование, возникает немало вопросов. Культи постоянно меняется, в течение первого года протез требует замены и постоянной подгонки и так далее.
Из-за границы это сделать, не просто сложно, а невозможно.
— А в этот период не надо молчать о потребности — человек должен освоить протезы, за него это никто не сделает, — считает Виталий Музыченко.
Только так людям с инвалидностью можно максимально восстановить функционал и улучшить качество жизни.

Источник и фото: Фонд социальной защиты лиц с инвалидностью