Ярина Чорногуз — филолог и поэтесса — служит боевым медиком. А еще она воспитывает восьмилетнюю дочь. По версии журнала Фокус Ярина вошла в сотню самых влиятельных женщин Украины.
В 2019 году она стала парамедиком, затем подписала контракт с ВСУ. Войну встретила на передовой. Прошла ад под Попасной, Мариуполем и Бахмутом.
Ярина Чорногуз рассказала в интервью BBC, как произошел такой крутой поворот в ее жизни: от поэзии до тактической медицины?
— Я еще после Майдана 2014 хотела пойти добровольцем на фронт, но родила дочь и должна была быть с ней. Тогда моим делом стала популяризация украинского языка. Это было единственное, что я могла к тому времени делать. Я окончила Киево-Могилянскую Академию – литературоведение и философия на факультете гуманитарных наук, – рассказала Ярина.
Позже, в 2019 году, женщина выучилась на парамедика в Госпитальерах и начала ездить на фронт как волонтер-парамедик. Ротации позволяли совмещать фронт и материнство.
Иногда возникало желание пойти на контракт. Но ведь дочь… А в 2020 году Ярина потеряла дорогого и важного для себя человека — Николая Сорочука. И тогда, чтобы пережить потерю, прожить горе, она все же отважилась связать свою жизнь с армией.
Второй важной причиной было желание обеспечить жизнь дочери Орисе в свободной Украине.
– Сейчас дочке 8 лет. Она находится в безопасном месте. Мне повезло, что она понимает, почему это важно – кому-то воевать за Украину. Конечно, ей хочется побольше времени побыть со мной и мне хочется с ней больше времени проводить. Что поделаешь… Не мы выбрали войну. Путин и россияне выбрали войну, а мы должны защищаться.
Даже на передовой Ярина Чорногуз продолжает писать стихи. В 2020 году вышел ее сборник “Как изгибается военный круг”. Это стихи о борьбе, о ее ощущениях войны, которым она захотела поделиться.
— Иногда я пишу, чтобы избавиться от боли, скажем так. Когда я пишу, это помогает расслабиться – выбросить то, что очень наболело, – говорит Ярина.
В разговоре о женщине, материнстве, защите Родины сам по себе возникает вопрос, а нужно ли женщине воевать?
– Я считаю, что и среди женщин, и среди мужчин должны воевать те, кто хочет этого. Но в такой полномасштабной войне с врагом, что преобладает количественно, сложно… Тех, кто хочет, маловато. Нужно больше людей, поскольку мы меньшее государство, – рассуждает Ярина.
Ей нравится израильская модель. Там военную подготовку и призыв проходят и женщины. После этого человек выходит с четким пониманием, что такое военные действия, что он будет делать, если произойдет что-то, почему так происходит. Это дает большую уверенность каждому человеку в своих действиях на случай, который мы имеем. Беспомощность и паника – это как раз вещи, которыми проигрывают.
– Поэтому я за то, чтобы все проходили эту обучение и были готовы к военным действиям, – говорит Чорногуз.
Да, если не на фронте, то в тылу врага точно должны быть подготовленные и уверенные в своих силах люди. А для этого нужно готовиться.
А не тяжела ли ноша для женщины — служба в армии? Это ведь не совсем женское дело.
— Трудно ли? В наших реалиях много стереотипов, которые нужно ломать и доказывать, что ты можешь быть бойцом наравне с мужчиной.
Ярине повезло с командирами, которые не выделяли ее из массы и не устраивали легкую жизнь. Она благодарна им за это и ценит такое отношение.
– Когда бойцы видят, что ты физически и психически тянешь и что от тебя есть польза, через некоторое время тебя начинают просто воспринимать как боевую единицу – такую же как и мужчина,- говорит женщина-боец.
Но трудности, с которыми сталкивается женщина в армии, не только физические или моральные. Элементарная вещь – форма. Женщинам выдают мужские комплекты, их нужно подшивать, подгонять по фигуре, и все это за свой счет. Есть форма для женщин, но она стоит дорого. Но и фасон, и качество ткани отвечают запросам и потребностям.
– Последнюю я купила. Как раз сегодня я забрала посылку из почты, и там была форма от дизайнера, которая шьет качественную пиксельную форму для женщин. Реально видно, что это женский фасон, оно прекрасно сидит по фигуре, оно удобно и эстетично, – радостно сообщила Ярина.
Что касается внимания мужчин, сексуального насилия, то такая как Ярина даст отпор так, что ничего не захочется.
– Если они видят, что ты пришла делать свою работу, не реагируешь на их знаки внимания – все быстро прекращается. Если они видят, что ты можешь и ответить – то точно этого не будет, – уверена Ярина.
Она действительно пришла делать дело, а потому ее уважают за то, что умеет: идти в бой, оказывать медицинскую помощь, даже запускать дроны.
— Задачи бывают разные. Бывает такое, что нам нужно идти в бой – потом эвакуировать бойца. Вытаскиваем, несем на носилках к автомобилю и потом везем в госпиталь. То есть задачи бывают очень разные.
И о настроении и ожиданиях. Эта история на многие годы, считает Ярина Чорногуз, Путин будет вести эту войну до последнего, потому что они не признают поражение. А мы должны выстоять. Ибо если враг будет брать паузы и восстанавливаться, то он снова будет предпринимать попытки нас завоевать.
На самом деле, Украина уже победила тем, что выстояла. Можно сказать – мы уже победили. Возвращение территорий – это вопрос некоторого времени. Может, я ошибаюсь, но мы выйдем на наши границы, подытожила Ярина Чорногуз.